Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Нарушения речи, такие как заикание и дизартрия, не всегда требуют вмешательства врача-логопеда и долгого, сложного лечения. В домашних условиях эффективен будет комплекс мер, состоящих из водных процедур, физиотерапии и массажа. При регулярных занятиях первые положительные перемены будут заметны уже через несколько сеансов. Выбор массажной техники зависит от показаний и индивидуальных особенностей, а определение курса происходит на консультации с врачом.

Логопедический массаж

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Домашний логопедический массаж

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Виды массажа

Коррекционная работа по развитию речи у ребенка подразумевает использование нескольких массажных практик, являющихся методом активного механического воздействия. Они направлены на улучшение работы речевого аппарата, снятие спазмов, активацию движения крови и лимфы.

Основных видов логопедического массажа пять — это:

  • классический;
  • сегментарный;
  • зондовый;
  • точечный;
  • зональный.

Классическая проработка происходит приемами поглаживания и вибраций, и их производных. Сегментарно-рефлекторный выполняется для каждой из групп мышц, отвечающих за речевые функции. Зондовая техника улучшает мышечную активность и подвижность языка, что приводит к улучшению четкости звуков. Во время сеансов используются зонды уникальной формы, предназначенные для проработки определенной области.

Инструмент для логопедического массажа

Зональная техника

К зональной проработке относят массирование языка и лица. Во время процедуры обязательно использование марлевой салфетки. Интенсивность движений зависит от цели сеанса: чтобы добиться расслабления проводят спокойные движения, поглаживающие и расслабляющие. Для стимулирования работы мышц делать процедуру необходимо с большей интенсивностью.

Массажные линии на языке

Начинают сеанс с простукивания области над верхней губой, затем — над нижней. После чего губы складывают трубочкой и растягивают. Затем указательный палец вводят в рот и продолжают массирование щек изнутри, одновременно прорабатывая внешнюю поверхность пальцем большим. В завершении процедуры несколько раз поднимают и опускают язык, аккуратно массируют подъязычную и щечную мышцы. Если мышцы напряжены, то сначала поглаживают от корня языка к кончику.

Массаж губ

Для лица

Массаж лица при дизартрии начинается с упражнений, направленных на расслабление мышц шеи. Это плавные повороты головы влево и вправо. Лицо мягко поглаживают от бровей к линии роста волос и к вискам. Область вокруг глаз массируют по направлению от внутреннего уголка к наружному по верхнему веку, и в обратном направлении — по нижнему. Щеки проходят дугообразными движениями от крыльев носа к скулам, а по всей поверхности щеки — ровными круговыми движениями. Губы массируют от центральной точки к углам. Ушную раковину только поглаживают, а подбородок — растирают. Завершают сеанс мягкими поглаживаниями носогубного треугольника. Каждый из приемов разрешено проводить от 3 до 6 раз.

Массаж лица

Классическая логопедическая проработка

Выполнение классической массажной техники требует соблюдения основных правил и последовательности действий. Начинается процедуры всегда с легкого похлопывания кончиками пальцев вокруг рта в правую и в левую сторону. Затем прием дополняют ввинчиваниями, и повторяют еще несколько раз.

Массирование верхних мышц включает легкие похлопывания подушечкой указательного пальца. Направление — от носа к центральной точке над верхней губой. Затем эту область проходят растираниями. Далее, нужно поставить большой и указательный палец на уголки губ, и сделать несколько ровных пружинистых движений. Когда пальцы сводят уголки губ, ребенок должен произнести долгое «У».

Указательный палец перемещают на нижнюю губу, и подводят ее к верхней. Движения сопровождают звуком «Ба-ба». Затем губы нужно сомкнуть большим и указательным пальцем, совершая легкие щипкообразные движения. Одновременно произносится долгий звук «М».

Классическая техника логопедического массажа

Продолжают сеанс так: указательный палец, обернутый мягкой салфеткой, перемещают за щеку малыша изнутри, а указательный располагают на ее внешней поверхности. Плавным круговым движением проходят всю щеку, приподнимая мышцы вверх. После нескольких повторов процедуру проводят и для второй щеки.

В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.

Правила точечной проработки

Точечный массаж при заикании — это легкая и расслабляющая методика. Сеанс начинают с воздействия на точку Фэн-чи, расположенную на затылке на расстоянии 1,5 цуня от сосцевидного отростка. Вторая точка симметрична. Я-мэнь лежит над затылочным бугром на 2 цуня ниже Фэн-чи. Затем прорабатывают парную точку Гао-хуан-шу, расположенного по обе стороны от позвоночника на 3 цуня левее и правее 4 и 5 грудного позвонка. Затем переходят к точке Хэ-гу: большой и указательный палец одной руки расставляют, и на область между ними ставят большой палец второй руки. Точка будет расположена между 1 и 2 пястными костями под кончиком большого пальца. Во время выполнения точечного массажа при заикании на каждую БАТ воздействуют от 30 до 90 секунд.

Цунь

Цунь — это расстояние, равное расстоянию между поперечными складками второй фаланги согнутого среднего пальца. Это традиционная система измерения, которая зависит от размеров и пропорций человеческого тела.

Сегментарная техника

Преимущество сегментарной техники массажа в изолированном воздействии на мышцы, связанные с речевой деятельностью. Проведение массажа должно быть курсами из 10-20 процедур: продолжительность зависит от возраста ребенка, состояния нервной системы и общего развития. Сеанс проводится из положения лежа, а под голову и шею кладут небольшую плоскую подушку.

Правила сегментарного массирования

Сеанс массажа начинают и заканчивают плавными поглаживаниями, проводимыми четырьмя пальцами ладони. Поверхностное поглаживание должно быть расслабленными, а глубокое — интенсивное. Отличается глубокое поглаживание граблеобразными движениями, и проводится оно только по волосяной части головы.

Сегментарный массаж

Растирание проводят кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Направление движений — спиралеобразное или прямое. Растирание отличается от поглаживания смещением и растягиванием кожи. Во время разминающих движение кожа не только растягивается и разминается, но и сдвигается в прямом или спиралевидном направлении. Затем переходят к вибрационному воздействию: для этого задействуют как указательный и средний пальцы, так и всю ладонь. Сильная вибрация стимулирует мышечный тонус, слабая — снижает мышечную активность, успокаивает. Дополняют проработку плотным нажатием на биологически активные точки для активации кровотока и обменных процессов.

Массирование языка

Проведение логопедического массажа для детей с патологией речевого аппарата имеет много преимуществ: процедуры улучшают состояние мышечной ткани, развивают речевые функции, благоприятно воздействуют на нервную систему и психологическое здоровье ребенка. Выделяют несколько основных типов массажа: сегментарный, точечный, классический и зональный. Какую из техник выбрать — зависит от показаний, развития малыша, степени патологии и индивидуальных особенностей. Назначение курса процедур и их продолжительности должно быть только врачом-логопедом или педиатром. Проведение сеансов возможно как в домашних условиях после небольшого обучения, так и в медицинских центрах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector