Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога

Раджа йога или королевская йога

Раджа йога – духовный инструмент практики тех, кто следит за Стезей праведных и мудрых правителей обоих миров: человеческого, земного и ангельского, небесного.  Интерпретацию Раджа йоги можно найти в древнем индийском трактате Патанджали Йогасутра.

Это широкая философская система (не просто физические упражнения), это путь духовных упражнений (а также физических, психологических и психических), приводящих к более высоким уровням сознания.

Духовное очищение

Это взаимосвязь между телом, умом, сознанием и духом, реинтеграцией, очищением и возвышением над материальным. Это средство для достижения просветления через внутреннее очищение, чтобы испытать абсолютную реальность, скрывающуюся за завесой иллюзии повседневной жизни. Раджа йога первоначально называлась Уро-йога, или «Путь света и золотого блеска просвещения» через любовь и мудрость или свет примирения.

Раджа йога - очень древнее учение

Перед началом практики Раджа йоги

О йоге на Западе стало известно из рассказов об индийских и гималайских Мастерах Мудрости, называемых Риши, которые практиковали в течение тысяч лет.

Королевская йога называется Раджа йога, в оригинале (Rāja Yogah). Раджа йога – эта практика в Лотосе (Падмасана).

Так что, прежде, чем начать практиковать Раджа йогу надо научиться:

  • сидеть в позе лотоса;
  • медитировать в падмасана;
  • выполнять основные асаны.

По своей сути Раджа йога — эта практика мудрецов (Риши и Махариши) и учеников школ духовной мудрости, но из-за результатов, к которым она приводит, ее называют йогой королей, раджей или царей, или властителей управляющими государствами. На Земле были такие времена, когда власть принадлежала только Мастерам Мудрости, людям полностью просветленным, мудрецам, которые хорошо знали что нужно людям и руководствовались общим благом народа и даже всего человечества.

Асаны на древних манускриптах

Патанджали без тайн

Хоть Патанджали отыграл ключевую роль в развитии некоторых основных систем индийской философии, остается загадочной и вездесущей фигурой, сказал Кауст Хуб Десикахар.

До сих пор, все, что связано с рождением и детством Патанджали окутано тайной, еще менее широко распространены знания о важности и значимости его вклада в развитие основных дисциплин, которые пронизывают все аспекты нашей жизни.

Среди индологов до сих пор ведется непрекращающийся спор о точном времени рождения Патанджали, но чаще всего предполагают, что великий йог родился между 150 и 200 годами до нашей эры. Предполагают, что отцом великого мудреца был Атрии, а мать Анусуйя. Одна из версий истории его жизни была включена в текст под названием Патаньджаличаритам, датируемый семнадцатым веком и подписанный йогом Рамабхадрен Диксхитара. Текст не так легко доступен.

Учитель Патанджали на старинном рисунке

Патанджали — терапевт

Одним из главных достижений Патанджали и наиболее известным является его работа по учению йоги, йога-сутра, часто упоминаемая, как «Йога-сутра Патанджали». Он первый систематизировал науку йоги и его работа стала основной точкой отсчета для последующих поколений йогов и ею остается по сей день. Ее содержание и теория, в ней представленная, может оказаться большим сюрпризом для среднего йога сегодня. Хоть многие из современных йогов отождествляются только с физической практикой, в которой тело подвергается странным акробатическим упражнениям. Йога-сутра представляет йогу больше, как дисциплину ума.

В своей философии он центрируется вокруг вопросов ума, формирует постулаты преобладания ума над материей, с помощью которых можно улучшить свое настроение, и что понимает под этим человек:

  • поддержание здоровья;
  • исцеление тела;
  • укрепление духа и состояние ума.

Большинство йога сутр говорит о проблемах, связанных с пониманием действия ума, подчинением его дисциплине и открытии его высокого потенциала.

Книга сутр на русском-языке

Великого йога поэтому можно назвать первым психологом или психоаналитиком.

Ограничивать йогу исключительно только в области ума, было бы неуважением. Патанджали хорошо понимал, что человек состоит из множества связанных между собой слоев, которые воздействую на ум и наоборот. Поэтому он ввел ряд инструментов, при помощи которых можно оказывать положительное влияние на каждую область сложной человеческой природы. Он был одним из первых, кто представил подход к жизни и духовной трансформации на основе сочетания психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. Даже сегодня, когда современные технологии позволяют использовать много точных инструментов, его концепция кажется сложной.

Тот факт, что великий учитель представил ее несколько тысяч лет назад, действительно экстраординарный. Хоть это само по себе может показаться большим достижением, легко упустить из виду тот факт, что это стало огромным толчком в философской мысли, а также стимулом для развития многих, более поздних течений духовности и целебных методов.

Доктор Патанджали

Великому йогу приписывают авторство трактата о Аюрведе – ссылка на него находится в нескольких текстах более позднего времени. Одиннадцатый текст Чарака Самхита, автора Чакрапанего, и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, приписывающий йогу текст медицинского характера Чаракапратисамскритах (ныне утраченный), который является обзором (пратисамскритах) трактата авторства Чарака.

Аюрведа - система природного здоровья

Великий учитель занимался не только изучением природы разума, но и был доктором традиционной индийской медицины — аюрведы.

Его мастерство просматривается в йога-сутре, где красивые и мощные афоризмы оказывают сильное влияние на читателя и подчеркивают его большую способность понимать тонкости человеческого тела в различных его аспектах. Можно сказать, что его работа на телу йоги оказалась самой значительно среди работ, и он сам был известен как знаменитый мастер йоги, так как эта область его достижений была выше всех других. Это может быть результатом того, что он первым рассматривал йогу как науку и поэтому его считают основателем философии йоги.

Каноны аюверды - старинные книги

С точки зрения Патанджали

С философской точки зрения древний трактат полагает, что существуют два противоречащих друг другу принципа: дух (пуруша) и природа (пракрити). Пуруша становится создателем всех живых существ. По Патанджали, каждый человек имеет свой Пуруша, который пассивен в формировании их роли на Земле.  И наоборот, Пракрити является динамическим, и имеет смысл до тех пор, пока дает направление Пуруша. При сочетании совместных действий возникает Анахкара (индивидуальность) личности.

В оригинале человек переживает блаженное состояние самого Пуруши, и лишь под влиянием Пракрити, пробуждается его самосознание. И лишь после этого происходит просветление и осознание мира. Этот вечный мир является целью йоги. Человек может достигнуть его, когда научится понимать свое тело, и заставит измениться сознание.

Патанджали йога делится на восемь степеней (отсюда иногда ее называют аштанга, ашт, означает восемь, анга – конец, восьмиконечный путь). Практика йоги предполагает постепенно изучать и осваивать различные степени.

Больше чем жизнь – или миф

Несмотря на то, что трудно понять, как один человек мог сделать так много, история показывает, что время от времени, такие личности появляются на планете Земля. В индийской традиции, это характерно для великих йогов былых эпох. Гениальность сопровождается большим уважением последователей и учеников, и даже повышение своего учителя в ранг божеств, независима от желания объекта поклонения.

Поэтому, когда политеистические традиции Индии составляли списки божественных существ, некоторые йоги решили, что лучше всего представить Патанджали, ставший Адисеша, что способствовало рождению мифов и легенд вокруг его личности.

Основы королевской йоги

Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.

Дерево йоги Патанджали

Раджа йога как духовный путь преподается с древних времен через 14 Махариши. Акцент приходится на последние три упражнения группы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи) из восьми (йога Аштанга), под общим названием Самиамах. Эта система включает в себя:

Яма

Рекомендуемые принципы, запреты или же ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента, духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:

  • Ахинс — безвредность (поведение, мышление, чувства, как о других, так и о себе).
  • Сатья — правда.
  • Астейя — воровство.
  • Брахмачарья — умеренность.
  • Апариграха — трусость.

Нияма

Главный принцип — это не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:

  • Шауча — чистота тела и ума.
  • Сантоша — удовлетворение, благодушие, нега и спокойствие.
  • Тапас — самодисциплина.
  • Свадгьяя — изучение священной литературы.
  • Ишварапранидган — поклонение личному Богу.

Асана

Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.

Пранаяма

Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.

Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.

Хатха йога - первые 4 уровня аштанги

Пратъяхара

Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.

Дхарана (dhāranā)

Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.

Дхьяна (dhyāna)

Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.

Самадхи (samādhi)

Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.

Философия Санкрии

Царская йога наиболее подходящая для людей с высокой силой концентрации, поэтому ее еще рассматривают как «йогу концентрации», но ее конечным высшим этапом есть легкое понимание, что соответствует некоторым западным теологическим концепциям на тему работы божьей «благодати».

Мир раджа йоги - 7 составляющих

Очень важно, что в теории самой Раджа йоги, а также и в других видах йоги и в Аюрведе, была философия Санкрии.

Идея заключается в том, что с помощью практики йоги развивать большинство материальных уровней в направлении духовных.

Этапы, на которых могут появиться различные необычные свойства и «чудеса» не обязательно означают самую высокую реализацию. Несмотря на наличие необычных свойств, которые часто появляются с развитием концентрации, практикующий (йог) должен продолжать расти и стремиться, чтобы узнать конечную, высшую и немыслимую реальность, называемую Брахман.

Принцип Санкрии

Необычные свойства у медитирующего или практикующего йогу могут появиться во время испытания Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Замечательный опыт созерцателя и необычные свойства могут возникнуть при подключении самого космоса (Аханкарам), или космического разума (Махат).

Практикующему надо постоянно расти, пока не достигнет невообразимого единства сознательного элемента (Пуруш) и бессознательного (Пракрити).

Пуруша и Пракрити - что входит

В китайской философии есть конечное единство, которое соответствует Тао – неразрывное единство Инь и Янь.

В этом единстве Янь представляет осведомленность, Инь — бессознательное состояние. Янь рождает свет и сознание, Инь — жизнь.

Это достигается в конечной фазе медитативного поглощения — упор делается на чистую природу Духа.

В некоторых системах тантрических полное духовное развитие рассматривается как дополнение к порядку восходящего и нисходящего. Оба движения дополняют и творят высшую истину и справедливость.

Можно сказать, что дерево санкрии представляет собой принцип Санкрии в порядке возрастания. В таком порядке человек и свет эволюционирует от чистой материальности к духовности.

Шесть преобразований тела человека

Дерево Санкрии

  • Брахман – один без второго.
  • Пуруша – ноумен и сознание (дух).
  • Пракрити – неосознанный ноумен (природа).
  • Махат – космический разум.
  • Анахкара – сам космос.

Раджа йога и Королевское искусство

Это путь духовного развития, пробуждения, просветления и освобождения. В своей основе представляет синтез трех подготовительных этапов человеческого развития:

  • Карма.
  • Бхакти.
  • Джнана йога.

Практикуется йога в течение тысяч лет. Йога Раджа начинается тогда, когда ученик начинает медитировать, освоит дыхательные упражнения, асаны и мудры, позу лотоса, известную как Падмасана. Путь королевских йогинов и мудрецов начинается с принятия посвящения из рук передовых практиков адептов имеющих разрешение и харизму гуру – мастера в правопреемстве королевских йогинов. Обычно упоминается о двенадцати или восемнадцати степеней посвящения в Раджа йоги, но западные адепты редко доходят до четвертого уровня знаний и практики.

Старинный манускрипт сутр

Поза лотоса (Падмасана)

Позиция является наиболее важным положением. Эта одна из лучших позиций для медитации и пранаямы. Именно в этом положении чаще всего изображали Будду. Это позицию надо усвоить начинающим и знать продвинутым йогинам, которые имеют гибкие бедра и колени.

Асана уменьшает жесткость в коленях и лодыжках, тонизирует органы брюшной полости и позвоночника, помогает при ишиасе.

Классическое выполнение падмасана

  1. Сядьте в положение Дандасаны (палки). Согните правое колено и охватите обеими руками правую ногу, тяните ее к себе.
  2. Поместите правую ногу у основания левого бедра. Правая пятка должна находиться на уровне пупка.
  3. Согните в колене и поднимите левую ногу, поместив ее как можно выше на правой ноге у основания правого бедра, ближе к пупку, так, чтобы подошвы ног были направлены вверх.
  4. Старайтесь приблизить к себе колена, помня о том, что они, как и прежде должны лежать на полу.
  5. Прямой позвоночник вытягивайте вверх. Руки выпрямите и положите на колени, правую — на правое, левую — на левое, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы рук в кольцо.
  6. Взгляд направьте вперед и закройте глаза. Оставайтесь в позиции так долго, сколько можете.
  7. Вернитесь в Дандасану и измените положение ног.
  8. Повторяя положение, старайтесь увеличить время нахождения в Падмасана.

Варианты выполнения позы лотоса

К преимуществам асаны относится:

  • тело отдыхает, не впадая в летаргию;
  • внимательный и бдительный ум;
  • полезна в практике пранаямы;
  • успокаивает, подготавливает к медитации;
  • стимулирует тазовую область, позвоночник, живот, мочевой пузырь;
  • растягивает лодыжки и колена;
  • последовательное выполнение этого упражнения во время беременности облегчает роды;
  • в традиционных индийских текстах, что помогает избавиться от всех болезней и пробуждает космическую энергию Кундалини в нашем организме.

Новички должны выполнять упражнение под руководством опытного инструктора. У тех, кого повреждены лодыжки и колена, поза противопоказана.

Медитация

Надо осознать себя как центр энергии, точки света, которая связана со всеми световыми лучами со всеми энергетическими центрами, существующими среди всех людей, населяющих планету Земля. Визуально улучшить свечение, стать сияющим центром, излучающим свет в единстве со всеми людьми, создавая совместно сеть из большого света, охватывающую планету чистой энергией.

Ощутить в себе центры света чакрами внутри тела, прежде всего центр головы Анджа и центр сердца Анахата. Углубить интенсивность свечения подобно яркой звезде, освещающей общий разум человечества. Осознать единство со всеми источниками света, освещающими человечество, вне сознательного разума человечества.

Медитация - статуя Шива Патри

И совершить самое основное путешествие — путешествие внутреннее, духовное. Путешествие к истине (Сатыам), узнать о том, кто мы такие, находясь за границами обычного сознания, где действует духовная мощь бога Брахман.

Эта мощь дает практикам силу, позволяющую применить и использовать не привычную реакцию, а выбирать креативное творческое мышление. Позволяет не испытывать стрессы, конфликты, хаос, а спокойствие, мир, любовь и гармонию.

Медитацию йоги называют часто раджа йогой, что облегчает определение духовного пути. Раджа йога позволяет четко понять себя с точки зрения духовной или метафизической практики, помогает заново воспользоваться и обнаружить спящие в человеке положительные качества, позволяющие развить характер и создать новые отношения и реакции на жизненные ситуации.

Люди начинают вспоминать различные аспекты, касающиеся их, которые давно забытые хранятся в глубине их подсознания. Люди начинают понимать и ценить, чувствовать тишину, наслаждаться вкусом самоанализа и рефлекции. Королевская медитация «отключает» от вредных привычек мышления и эмоциональных паттернов, неправильного реагирования на ситуации.

Медитация - основа йоги

В результате получают сознательный, положительный поток энергии, который улучшает качество людских взглядов, действий и взаимодействий.

Процесс направлен внутрь, на интернализацию, отучение от вредных привычек, соединение с божественными и духовными ресурсами. Восстановление самого себя становится постоянным личным вдохновением. Медитация представляет собой способ для развития самосознания, что ведет к самореализации (атма джняна). Она успокаивает ум, стимулирует интеллект, что позволяет достичь понимания через постижение духовных законов и принципов, которые поддерживают гармонию и могут принести обновление во всех сферах жизни на Земле.

Медитация и практика раджа йоги

Правильно направленная медитация дает каждому доступ к Богу Брахмана. Королевская медитация позволяет ощутить истинную сущность себя и принимать друг друга, как божественную душу (Атма – Пуруши) и позволяет установить прямую связь с Брахманом – верховным источником чистой энергии и высочайшего сознания. Слово раджа йога можно еще перевести как «высший королевский союз» или «высшая королевская связь». Каждая душа имеет право испытать высшую форму отношений с Создателем, Богом Брахманом.

Как и в других специальных занятиях, для достижения удовлетворительных результатов в йогических практиках медитации, надо упорно трудиться. Все больше и больше людей в мире, к своей повседневной жизни добавляет медитацию, как противоядие стрессам, так и как простой способ релаксации. Если ежедневно проводить краткие сеансы, будет становиться легче и потребность медитировать станет привычкой, вознаграждая усилия, вкладываемое в медитацию.

Не существует йоги без дыхательных упражнений, концентрации и медитации, но часто в клубах и центрах йоги — эти занятия довольно низкого качества.

Только название таких «йогических» упражнений связано с термином йога. Различной масти инструктора и их программы, ничего не имеет общего с аутентичной йогой но, используя йогу в названии, они хотят оживить курс гимнастики, проводимый в своем фитнес-клубе.

Медитацию можно охарактеризовать как достижение безграничных возможностей ума, при условии приобретения искусственного контроля над мыслями. Ум (манас) можно сравнить с небом, которое часто покрыто многими темными облаками. Если бы получилось очистить его от облаков, увидели бы бесконечную синюю даль во всей своей красоте. То же самое с умом. Если он постоянно «затянут» негативными или часто ненужными мыслями, он никогда не сможет испытать то, что находится за завесой, истинную природу ума (Сатья Сварупа).

Чаще всего люди не обращают внимание на свои мысли или мысли других людей, приходящие на ум, если их интенсивность не имеет размерность психической патологии. Люди привыкли к определенным, избитым способам мышления, полностью идентифицировали себя с ними и им не приходит в голову, что могло бы быть иначе. Они не понимают того факта, что человеческий разум, несмотря на столь многие научные анализы, все еще одна из самых больших загадок. Люди много знают о том, как улучшить искусство мышления, запоминания и обучения, как лечить неврозы и различные состояния психического заболевания. Но до сих пор не знают, что ум есть и как он «производит» мысль.

Они не знают также, что такое сознание (Цьиттам) и более глубокий уровень ума – подсознание.

Ум (манас) есть весь человеческий мир — мир, в котором живут люди, это и их мысли, связанные с ними явления, такие чувства, как воспоминания, желания и т.д., находящиеся с ними постоянно, в каждую минутку жизни.

Свойства человеческого разума, выделяет людей среди большинства живых существ и делает их человеком.  Но до тех пор, пока человек не узнает свой ум, он будет идти по жизни, не открывая завес своей индентичности.

Все большие духовные пути и науки говорят о том, что дорога к самопознанию ведет к возвращению к самому себе, к своему внутреннему миру. Дорога практическая — медитация, а раджа йога или ее упрощенный вариант, крийя йога — лучший инструмент.

Чтобы медитация стала для людей легкой и спонтанной практикой, надо знать несколько простых истин о разуме и его природе. Истину не трудно увидеть в повседневной жизни. Человеческий мозг постоянно работает, постоянно создает новые образы и мысли, согласно известному высказыванию: «Я мыслю — я существую», и наоборот: « Я есть, потому что думаю».

Нет такого момента, когда отсутствуют мысли и даже во сне ум человека работает, только человек мало запоминает обычных снов. Контролирование ума и его функций – цель йоги.

Медитация - путь к самопознанию

Создание ума является основной и естественной функцией ума, и любая попытка перестать думать или создавать пустоту в сознании, не правильный путь, а иногда невозможный. Ум – начало всего, начало дел и взглядов. Мысли — семена наших слов, чувств, эмоций и действий, поведения и отношений. Поэтому можно начать с наблюдения за своими мыслями, воспоминаниями и тем, где они превращаются в слова, поступки, отношения, в результате создавая человека.

Комплекс асан Раджа йоги для начинающих

Эти упражнения позволяют любому человеку, вне зависимости от вероисповедания и возраста, профессии и должности, освоить систему самосовершенствования умственного, физического и духовного.

Упражнение для начинающих

  1. Станьте к стенке и выпрямите позвоночник.
  2. Взгляд  направьте впереди себя. Выстройтесь ровной стрункой, чтобы почувствовать растяжение позвоночника.
  3. Направьте лопатки друг к другу и опустите руки вниз. Раскройте грудную клетку, но без перенапряжения.
  4. Выпрямите ноги и напрягите коленки, пятки придвиньте к стене. Большие пальцы ног соединены вместе.
  5. На вдохе и поднимите руки вверх. Легко согните ноги в коленях и присядьте. Останьтесь в позе 30—60 секунд, затем медленно поднимитесь вверх, опустите руки вниз через стороны. Глубоко выдохните.

Повторите 5—6 раз.

Поза горы (Тадасана)

  1. Станьте прямо. Вытяните спину.
  2. Колени подберите. Руки вдоль туловища, ладони повернуты внутрь.
  3. Задержитесь в положении 1—2 минуты.

Асана Тадасана - поза горы

Поза треугольника ( Уттхита Триконасана)

Это упражнение йоги обычно осваивается несколько месяцев. И чтобы правильно выполнить его, учителя йоги рекомендуют визуализировать стену позади себя. Поза треугольника — это положение, которое занимает тело перпендикулярно полу и параллельно стене.

  1. Станьте возле стены, лопатки сомкните, ягодицы подтяните.
  2. Отставьте правую ногу в сторону на ширину плеч или больше, ступня правой ноги параллельна стене.
  3. Прямые руки разведите в стороны.
  4. Плавно по стенке, наклоняйтесь в сторону правой ноги, скользя ладонью правой руки по бедру в направлении колена. Левая рука прямая рука скользит по стене и занимает положение перпендикулярно полу.
  5. Возвратитесь в исходное положение и повторите в другую сторону.

Поза орла (Гарудасана)

  1. Станьте в Тадасана.
  2. Чуть-чуть присядьте и переплетите ноги, обвив одной ногой другую в районе колен.
  3. Руки также переплетите друг с другом и поднимите вверх, перпендикулярно полу.
  4. Старайтесь стоять ровно, взгляд направьте вдаль, удерживайте равновесие.
  5. Задержитесь в положении 30—60 секунд.
  6. Выполните позу орла в другую сторону. Отдохните.

Асана Гарудасана - варианты

Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)

  1. Станьте прямо. Ноги поставьте на ширину 1 метр друг от друга.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните правую стопу на внешнюю сторону на 90 градусов, левую на 45.
  4. Наклоняйтесь в правую сторону, вытягивая корпус и сохраняя положение рук, голова повернута в левую сторону, взгляд направлен в сторону большого пальца левой руки.
  5. Попытайтесь правой рукой дотянуться к полу, если тяжело, можно до конца не наклоняться. Руки занимают положение перпендикулярное полу, все тело находится в одной плоскости.
  6. Согните правую ногу в колене, поставьте ладонь правой руки на пол на расстоянии 20—30 см от стопы и чуть-чуть наискосок.  Поднимите прямую левую ногу вверх, одновременно выпрямляя правую.
  7. Задержитесь в позиции на несколько секунд, что очень полезно для тела — укрепляет мышцы всего тела.
  8. Опустите левую ногу на пол и выпрямите туловище.
  9. Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.

Поза дерева (Врикшасана)

  1. Асана помогает развить равновесие и сохранить устойчивость не только тела, но и психики.
  2. Станьте прямо. Согните правую ногу в колене.
  3. Ступню поместите на бедро левой прямой ноги, старайтесь разместить ее ближе к промежности, при необходимости помогите правой рукой.
  4. Удерживайте равновесие и поднимите прямые руки вверх.
  5. Смотрите вдаль, чтобы сохранить баланс. Задержитесь в асане 1—2 минуты.

Врикшасана - поза дерева

Выполните Врикшасана в другую сторону.

Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)

  1. Асана учит управлять собой, формирует устойчивость на физическом, психическом и эмоциональном плане.
  2. Станьте прямо. Стопы ног на расстоянии 120 см.
  3. Поднимите руки вверх, разверните в правую сторону туловище и стопы.
  4. Согните в колене переднюю ногу и опустите туловище чуть поглубже, левая нога прямая (Вирабхадрасана I).
  5. Задержитесь в положении 30—60 секунд, наклонитесь ниже в правую сторону.
  6. Поднимите левую ногу вверх и выйдите в позу ласточки (Вирабхадрасана III).
  7. Возвращайтесь в исходное положение в обратном порядке.

Повторите связку в другую сторону.

Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)

  1. Растягивает мышцы всей задней поверхности тела и спины.
  2. Станьте прямо. Ноги поставьте как можно шире.
  3. Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  4. Прогните спину и, не сгибаясь, наклоняйтесь вперед. Руки свободно опускайте на пол, ладони установите одну линию со ступнями.
  5. Тяните корпус как можно ниже. Задержитесь в положении 1—2 минуты.

Прасарита Падатанасана в йоге

Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)

Асана помогает сохранить устойчивость тела и психики, полезна для саморегуляции организма. Хорошо растягиваются боковые мышцы тела.

  1. Встаньте в Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните только стопы, правой ноги на 90 градусов, левой на 45.
  4. Голову поверните вправо, и взгляд направьте на правую ладонь. Шея расслаблена.
  5. Правую ногу согните в колене, присядьте как можно ниже. Левая нога вытянутая прямая, голень правой ноги перпендикулярна полу, бедро – параллельно.(Воин II).
  6. Наклонитесь вперед, правую руку опустите на пол, за ногу, а левую руку тяните над головой, не сгибая ее.
  7. Задержитесь в положение 1—2 минуты и выйдите из положения в обратном порядке без всякой суеты.

Повторите упражнение в другую сторону.

Поза посоха (Дандасана)

Асана хорошо раскрывает и расслабляет суставы нижних и верхних конечностей.

  1. Сядьте на пол. Прямые ноги вытяните перед собой.
  2. Спинку выпрямите. Стопы вертикальные, натянутые, руки свободно опустите вниз, не напряжены, ладошки положите на пол, пальчики направьте вперед.

Асана Дандасана

Коровья морда (Гамукхасана)

Полезная асана для всех суставов нашего тела и позвоночника, все суставы расслабляются. Не рекомендуется выполнять тем, у кого были серьезные травмы спины и шеи. Излечивает судороги в ногах, хорошо раскрывает грудь и делает мышцы ног эластичными и гибкими.

  1. Согните ноги в коленках и подтяните к себе. Затем уложите правую ногу на пол под левую ногу.
  2. Левую ногу, согнутую в колене, уложите на правую так, чтобы коленка легла над коленкой.
  3. Правую руку поднимите над головой и согните в локте, левую руку заведите за спину. Пальцы рук соедините за спиной между собой.
  4. Раскройте плечи, взгляд направьте вперед.
  5. Поменяйте положение ног.

Связка поза плуга (Халасана) и Березки (Сарвангасана)

Помогает при остеохондрозе и расслабляет все тело.

  1. Лягте на коврик, выпрямив ноги и положив прямые руки вдоль туловища.
  2. Согните ноги в коленках и переведите их за голову.
  3. Туловище поднимите, помогая руками в вертикальное положение, максимально расслабляя и растягивая тело и спину, шею.
  4. Прямые ноги запрокинуты за голову, пальчиками дотрагивайтесь до пола. (Поза плуга).
  5. Задержитесь в положении 30—60 секунд.
  6. Поднимите прямые ноги вверх, заняв вертикальное положение, поддерживая положение туловища руками (асана березка).

Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана)

    1. Лягте на пол и выполните простую березку.
    2. Поддерживая спинку руками, поочередно опускайте ноги в положение мостик.
    3. Прогнитесь вверх, растягивая переднюю часть тела.
    4. Задержитесь в положении мостик.
    5. Выполните асану плуг, которая расслабляет все тело.
    6. Стойка на плечах без опоры (Нираламба Сарвангасана)
    7. Выходя из позы плуга, выполните простую березку.
    8. Хорошо укрепите баланс тело, помогая руками сохранить равновесие.
    9. Скользите руками вверх вдоль по телу и бедрам и задержитесь на несколько секунд в этом положении.
    10. Легким перекатом, сгибая туловище и ноги, возвратитесь в исходное положение. Отдохните, приняв асану Шавасана.

Поза трупа (Шавасана) – техника релакса

  1. Лягте на коврик. Ноги на ширине 50—60 см.
  2. Стопы ног лежат свободно. Руки под углом 45 градусов от тела.
  3. Ладони расслаблены и направлены внутренней стороной к потолку.
  4. Голова с позвоночником образовывает одну прямую линию. Закройте глаза.
  5. Осознайте свое дыхание, дышите носом. Вдох — поднимайте живот, выдох —опускайте живот.
  6. Если практикуете диафрагмальное дыхание, положите руку на живот, чтобы чувствовать подъем и опадение.
  7. Дышите глубоко, медленно, тихо и равномерно, глубоко и сознательно.

Представьте себе, что с каждым вдохом входит в ваше тело ум, сила, внутреннее равновесие. А каждый выдох снимает напряжение, стресс, в результате чего происходит расслабление и обновление.

Глазные упражнения — раджа йога при компьютере

Выполняя ежедневно простые и надежные упражнения для улучшения зрения, ваши глаза будут надежно работать в течение многих лет.

  1. Когда вы чувствуете, что глаза устали и чтобы улучшить зрение, придать ему остроту, закройте их на минуту с его руками.
  2. Для того, чтобы увлажнить глаза, через каждые полчаса делайте и перерывы для быстрого мигания.
  3. Как можно чаще отрывайте взгляд от монитора и смотрите вдаль, лучше всего на природу за окном.
  4. Через час работы за монитором, сделать 5-ти минутный перерыв. За это время рисуйте своим пальцем на столешнице  окружности различного диаметра. Не отрывая глаз следите за движением пальца.
  5. Через каждые полчаса работы, остановите свой взгляд на каком-нибудь объекте и обрисуйте контуры глазами.
  6. Сядьте спиной к спинке стула, совершите последовательные движения глазами: вверх, затем вниз, влево и вправо, по диагонали в верхний левый угол экрана, затем по диагонали в правый верхний угол, в нижний левый угол  и в нижний правый угол.
  7. В конце сделайте глазами круговое движение, как будто вы вычерчиваете окружность — один раз начиная с правой стороны и двигаясь в левую, другой раз — с левой стороны, в правую.
  8. Несколько раз глубоко и ровно вдохните.
  9. Откройте глаза, поморгайте.

Даран и Дхьяна в йоге

Внимание! Люди, у кого наблюдается тенденция к отслоению сетчатки и есть глаукома, упражнение не рекомендуется.

Палминг

  1. Удобно сядьте на стуле. Спину держите прямо.
  2. Глаза закройте ладонями, не оказывая давления, пальцы  расположите на лбу, локти разместите на столе. Вообразите, что вас охватила и поглотила темнота.
  3. Чем глубже чернота перед глазами, тем упражнение более эффективно.
  4. Вспомните самые приятные моменты из жизни.
  5. Дышите спокойно, регулярно, глубоко. Ощутите комфорт, теплоту и уют.
  6. Используйте звуковую стимуляцию.
  7. Визуализируйте приятные моменты, старайтесь, чтобы под влиянием музыки, перед вашими глазами создавались изображения. Позвольте мыслям свободно бродить.
  8. Осторожно откройте глаза и снимите ладони и несколько раз моргните. Если ваши глаза слезятся, это знак того, что они отдохнули.
  9. Повторяйте палминг 4—5 раз подряд.

Моргание

  1. Очень простое упражнение, которое очищает глаза.
  2. Старайтесь не морщить лицо. Моргайте осторожно и плавно, плотно закрывая веки.
  3. Откройте один глаз, а другим моргайте, одновременно можно массировать лоб.
  4. Повторите действие, закрыв второй глаз.
  5. Помните о том, что не рекомендуется моргать слишком быстро.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Американский писатель Вильям Аткинсон (йог Рамачарака), активно занимался популяризацией индийской философии в стране, его книга «Раджа-йога» необычайно популярна, написана доступным языком, и объясняет, что сознание не зависит от тела, его бессмертие и неуязвимость. В ней также указано, каким образом люди могут получить совершенные знания о самих себе и отделаться от ошибочных знаний.

Вильям Аткинсон (йог Рамачарака) - книга

Упражнение 1

Найдите такое положение, чтобы было удобно и вы свободно себя чувствовали, чтобы тело не отвлекало внимание, полностью расслабьтесь, чтобы ликвидировать любое напряжение в мускулах и почувствовать легкость.

  1. Найдите спокойное тихое место и выбросьте беспокоящие мысли, позвольте уму свободно плавать в пространстве.
  2. Когда ум перестанет метаться и успокоится, все внимание уделите мысли « Я есть». Созерцайте себя как нечто отдельное от тела, свободное, неуязвимое и бессмертное.
  3. Подумайте о себе в таком ключе некоторое время, затем воспримите свою бестелесную оболочку, как нечто особенное, могущее управлять умом.
  4. Убедитесь, что ваш ум перестал метаться, стал умиротворенным, вас не так сильно тревожат мысли, поступающие из вне.
  5. Стимулируйте ум и укажите путь к рассмотрению своего «Я»,  как единого целого с жизнью, силой, разумом и бытием. Ощутите, как вас переполняет спокойствие,  не известное вам ранее – ваш ум будет подвластен вам.
  6. Ликвидируйте всякие мысли о суетном мире, сосредоточьтесь и погрузитесь на своем «Я есть».

Опыт придет со временем. Целью является суммировать энергии вместе, и сосредоточить их внутри человека.

Отождествите ум со своей сущностью, своим «Я», а затем перейдите к «есть, есмь», означающим реальность.

Объедините эти два слова в единое целое — создайте сильное средство сосредоточение мысли внутри себя.

Повторяйте занятия пока не выработается практика легко входить в состояние фокуса. Действие приносит облегчение и отдых уму, утомленному телу, нервам.

Упражнение 2 (Дхарана)

Необходимо всю силу ума собрать вместе, сосредоточить и остановить внимание на выбранном вами объекте. Несмотря на кажущуюся легкость, на практике осуществить действие достаточно трудно, так как вниманию свойственно рассеиваться и направляться к другим предметам. Постоянные тренировки позволят вам достичь желаемого результата.

Некоторые, постигнув науку сосредоточения, забывают о контроле над умом, и начинают зависеть от него, позволяя стать уму практически непроизвольным, забывают о себе и необходимых делах. Ум начинает властвовать над ними.

Те, кому удалось обуздать ум, ум ясный, мысли и рассуждения правильные, направленные в нужное место. Они всегда помнят, что умом нужно управлять, не позволяя ему взять верх над вами.

Дхарана - тренировка ума

  1. Упражнение полезно начинающим, делающие первые попытки удержать внимание и сосредоточиться.
  2. Выберите объект и удерживайте ваш ум только на нем, абстрагировав его от всего окружающего.
  3. Рассмотрите форму предмета, его величину, материал из которого он сделан. Подумайте, для чего он предназначен, из чего состоит, рассматривая каждую составляющую в отдельности.
  4. Подумайте о людях, которые его изготовили, о том, как получился этот материал, об истории подобных ему предметов, как более полно рассмотрите тему по плану: сам предмет; как он получился; для чего предназначен, его комплектация; вероятный конец.
  5. Сосредоточьте внимание на одной части своего тела. Удержите или ликвидируйте  ощущения, которые посылают вам остальные части тела. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  6. Рассматривайте любые предметы, которые окружают вас. Но не ставьте целью саму вещь, она не играет роли, надо научиться пользоваться своими скрытыми умственными способностями, сделать ум послушным вашей воле.

Практикуйте много и не пренебрегайте данным упражнением, так как оно открывает неограниченные уникальные возможности.

Сосредотачивайте внимание на интересных и развивающих темах для вашего ума, разбирайте процесс по отдельным пунктам, следуя то одним, то другим путем, пока не почувствуете, что вам известно по этой теме все, что знает ваш ум. Вы будете удивлены насколько больше вы узнаете по данной теме, чем вам было известно раньше.

Из потайных комнат вашего ума, после окончания практики, вы почерпнете много интересных и полезных сведений, уделив внимание упражнению, почувствуете, что о данном предмете или теме, вы знаете все.

Упражнение помогает стимулировать скрытые интеллектуальные силы, расширяет границы ума, делает устойчивой память и добавляет уверенности в себе. Вы приобретете неоценимый опыт в «дхаране» или сосредоточении.

Мантра от Рамачарака

Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.

Советуем почитать

Читайте также

увеличение груди Сдуть живот папилома Худеем офер

comments powered by HyperComments

Вам понравилась статья?

оцени статью, нажми на звезду:
Загрузка...

Поделитесь статьёй с друзьями