Многие хотят получить более глубокие знания о себе, не удовлетворены ответами и объяснениями нашей западной экспериментальной и глубинной психологии. Они обращаются за ответами к древней восточной мудрости. Так как они не имеют правильного представления о том, что такое истинное значение и на самом деле подлинная восточная мудрость, многие пользуются ненадежными источниками, не читают тексты истинных представителей этого древнего опыта.
Шри Ауробиндо (1872—1950) один из самых высоких авторитетов индийской духовной мысли и йоги. Этот индийский философ и йогин, гениальный политик и писатель впервые применил термин «интегральная йога».
В отличие от многих других традиционных способов интегральная йога Шри Ауробиндо рассматривает жизнь в мире и для лучшего мира — это совершенствование духа и тела в комплексе.
Ее цель заключается в освобождение индивида и в легком превращении земного сознания.
Содержание
Философия интегральной йоги
У каждого человека разный уровень сознания, они по-разному воспринимают окружающий мир, информацию, по-разному рассуждают об одних и тех же событиях и явлениях, по-разному чувствуют и думают. Каждый человек идет тем путем, по которому ему комфортнее и легче. Есть много разных видов древней йоги, каждый из них заостряет внимание на том или ином аспекте ума, сознания и человеческого тела, при помощи которых достигается поставленная цель.
Ауробиндо совершенно по-новому подошел к преобразованию сознания человека в божественное. Он рассмотрел всю йогу, как единую целостную систему, и впервые применил новый термин – интегральная йога. Система помогает человеку по-другому посмотреть, перестроить и изменить сознание, добиться божественной жизни в существующем мире.
Он утверждал, если занимаясь интегральной йогой, правильно настраивать свое сознание, материальная энергия превращается в духовную, происходит трансформация сознания и человеческого тела, они превращаются в божественные. Человек преображается и начинает смотреть на мир другими глазами, в окружающем его мире он начинает видеть божественное явление, как воплощение Бога Кришны.
Суть философии йоги Шри Ауробиндо — это объединение различных направлений йоги, повышение чувствительности, единство духа и материи, а также существования их по-отдельности.
Все серьезные, духовные традиции имеют тенденцию к развитию, и к восхождению души, чтобы привести к единению с Божеством. Это хорошо и правильно, но Ауробиндо идет дальше и считает, что само вознесение до уровня Божества не может быть целью. Должно наступить нисхождение Божества в мир людей. Практикующие целиком поддаются божественному действию, а перемены наступят сами.
Он не идет йогическими путями классической йоги, критикует их, прежде всего за то, что они ищут нирвану, или переделывание мира. В йоге Ауробиндо не достаточно вхождения в йогический транс или самадхи, здесь мало каких-то чудесных способностей и сверхвозможностей — требуется полная трансформация сознания и тела, чтобы постичь все божественные знания, дух и силу.
Йога Ауробиндо объясняет, как происходит постепенное преобразование мира, и какое предназначение человека и его место в этом процессе. Шри Ауробиндо убежден, что есть Сверхразум, который объединяет материальный и духовный мир в единую целостную систему. Все что есть в нашем мире, это крохотные частицы Сверхразума.
«Цель — постепенный союз с Божественным или рост его откровения во всех областях человеческой жизни»… «Дорасти до истинной силы духа, и без прямого воздействия этой силы, стать реальным каналом, через который можно выразить себя, как жизнь человека в Боге, и Божественную жизнь духа в человеке».
Человеческая жизнь, должна выйти за пределы материального мира и неосведомленности, достичь Сверхментального существования. Человек может достичь божественной жизни в материальном мире с интегральной йогой. Ауробиндо считает, что духовный мир – это одна из составляющих материального, он находится в нем и от духовного мира человека отделяет только его материальное сознание.
Садхана
Шри Ауробиндо указывает, что существуют много йогических практик-садхан совершенствующих различные аспекты деятельности человека. Но у всех цель одна – движение к Абсолюту. Хатха йога трансформирует жизнь и тело человека, совершенствует его физическую и ментальную функцию. Ментальную сторону совершенствует Раджа йога, посредством достижения йогического транса (самадхи). Джняна йога помогает человеку самосовершенствоваться, связана с умом человека. Карма йога влияет на деятельную природу человека. Бхакти – обращена к эстетическим силам души.
Главными частями интегральной йоги Шри Ауробиндо считает:
- Чистую совесть.
- Правду.
- Преданность.
- Уважение.
- Доброту.
- Красоту.
- Дисциплинированность.
Сочетание этих всех подходов позволяет постичь свое настоящее Я как часть Всевышнего.
Интегральная йога является новым путем, она:
- Действует свободно и рассеяно, но интенсивно и направленно в соответствии с индивидуальными чертами человеческого индивида.
- Принимает нас такими, какими мы есть, изменяя нашу природу, не отрицает наличие низших форм, появившихся в результате прошлого развития.
- Вся жизнь – это средство для того, чтобы проявить Божественное в себе.
- Как результат интегрального освобождения является переживание блаженства (Ананды), представляющего собой совершенную гармонию Знания, Любви и Труда, дающее единение человека со всем миром за пределами всего.
Прорыв от эмпирического сознания к духовному Я и осуществление культурного синтеза часть цели йоги Ауробиндо.
Ее призвание – всесторонняя трансформация человека, раскрытие высшего в форме низшего.
Конечный результат
Материальный мир нельзя считать иллюзией и отвергать его, стремясь к нирване, считал Шри Ауробиндо, и человек, как часть этого мира, важный уровень пути для развития духа. Чтобы изменить и преобразовать мир надо пройти все этапы пути трансформации сознания. Только преодолевший все уровни лестницы и все элементы, осознанно повернется к Божественности, сможет пройти по данной дороге и принести Божественность к людям.
Широкий смысл интегральной йоги состоит в том, что это не является бегством от мира и разрыв связи с материальной сущностью – это поиск гармонии и счастья в жизни, направленный на то, чтобы из всех негативных событий извлечь положительное, уничтожающее двойственность.
Ш. Ауробиндо считает, что йогу нужно использовать чтобы развиваться и действовать. Духовная работа, которая проводится в материальном мире, раскрывает Божественное сознание в материи. Йога Ауробиндо — это не только физические упражнения — это пранаямы, мудры, мантры, бандхи и медитации — целенаправленная и осознанная работа, очищающая энергетику человека. Главной движущей силой являются: любовь, совесть и открытость ума высшему духовному сознанию, что возможно только в спокойном безмятежном состоянии.
В объединенной йоге нет определенных правил, она лишь только указывает направление, в котором следует идти, и предостерегает от трудностей, с которыми придется встретиться на данном пути. На всех этапах жизненного пути интегральная йога помогает стать сознательным существом.
Человек, который достиг такого божественного сознания, может работать с полной силой и интенсивностью, не нарушая этой фундаментальной тишины, поскольку она исходит сверху.
В ходе преобразования психического сознания человек должен открыть в себе внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее физическое (то есть сублиминальные «составляющие» человека), затем человек открывает психическое существо и подчиняет ему ум, жизнь и тело и, все подчиненное психическому существу низшее существо должно быть открыто Духовной истине. Постижение Истины приведет человека к интегральному освобождению. Интегральное освобождение есть мукти (освобождение) и бхукти (наслаждение).
Все практикующие йогины быстро приобретают мистические способности, в этом состоит основная опасность интегральной йоги. Некоторые останавливаются на этом, ведь полученные знания в области оккультных наук, вместе с колдовством и ясновидением могут соблазнить человека пойти по другому пути.
Учебное пособие по интегральной йоге
Шри Ауробиндо в своей книге «Интегральная йога. Психология духовного роста и полноты бытия» пишет, что йога интегральная является средством конденсации личной эволюции, источником достижения тишины и спокойствия ума на всех уровнях. Это один из истинных, подлинных источников восточной духовной мудрости и мысли. Из нее можно почерпнуть знания и осознание того, что такое истинный смысл бытия.
В книге приведена необычная интерпретация мира и отношения между человеком и миром, миром и Богом, человеком и Богом. Ауробиндо пишет о структуре Вселенной и месте человека в ней. Он исследует отношения между людьми и тем, что существует «вне», он понимает, что в высказывании «Как вверху, так и внизу», заключен глубокий смысл, то есть, что макромир и микромир идентичны. То, что находится за пределами личности и то, что есть внутри человека, по своей сути ничем не отличается.
Книгу можно использовать как практическое руководство по интегральной йоге.
В ней великий философ советует, практикам быть уверенными в учителе своей жизни и своих действиях, даже если он в течение длительного времени остается скрытым от наших глаз. Он откроет свое присутствие в нужное время.
Вера и духовное существование связаны. Это качество сравнивается в интегральной йоге с калиткой, которая внезапно открылась и пригласила зайти в вечную Истину. Только с помощью веры можно понять все, что происходит с человеком и осознать что даже самое плохое, является Всевышней Милостью, заставляющей человека познавать истину и развиваться на пути. Вера — пережитое знание.