Нравственность и основы йоги с Ямой и Ниямой

Йогу можно практиковать независимо от религии, философии. Это универсальный способ работать над собой. Аштанга-йога означает восьмиступенчатый путь. Определенный, упорядоченный и описанный Патианджали в сутрах более 2000 лет назад.

Восьмиступенчатая йога — система, разработанная Б.К.Айенгаром, в соответствии с интерпретацией Патанджали. 8 ступеней йоги являются темой, освященной во многих документах.

8 ступеней йоги Патанджали

Основа материального существования

Яма и Нияма – научные основы йоги, известные в буддизме и даосизме. Они используются в санкристских стихах упрощенной транслитерации, где длинные гласные суммируется, подобно носовым и аспирационным звукам.

Без осознания принципов Яма Нияма йога лишена контекста и просто не работает:

  • не успокаивает разум;
  • не вызывает отдых усталого тела;
  • не снимает до конца напряжение.

Вот почему Яма и Нияма имеют такое большое значение в терапии йоги. Она устраняет состояния, приносящие боль и страдания.

Это не специфическая физиотерапия. Техника йоги призвана повысить осознанность, внимательность. Йога должна работать в целостном контексте, иначе она бесполезна.

Соблюдение духовного закона через душу, проникшую в материю, сложно и часто невозможно в начале пути. Поэтому в йоге предпринимаются следующие шаги: Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Следуя по этому пути, со временем, часто в конце духовного путешествия, человеческое сознание становится хозяином Космического Закона.

Духовный закон (Рыта, рита, рта) данный в начале йогического пути, является ясным Руководством, чтобы не потеряться на пути, полном ловушек и проблем. Несмотря на изменчивость мира, Духовный закон остается неизменным, как основа материального существования.

В основе великих религий и духовных школ всегда есть принципы Закона, которые мудрецы Рыши, называют светом и благословением на пути. Благодаря им дорога становится легкой, простой и успешной для прохождения.

В самом начале человеческой религии и культуры закон был написан на каменных табличках. Он составляет основу существования, запрограммированную в каждой душе. В основу Закона, данного Творцом, входит один из основных принципов действия материи и жизни в материи — принцип кармического возмездия (закон Кармы).

Тонкие тела человека

Вверх по ступеням

Йогасутра II.29 «Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи» — уровни йоги.

Панаджали говорил: «Йога — это прекращение сознания». Сознание (читта) состоит из ума, интеллекта и эго. Пока все составляющие нарушены, нестабильны, будет трудно самореализоваться и невозможно соединиться с Абсолютом. Восемь ступеней йоги – это указатель как стать лучше, как жить более полно и по-настоящему.

Две первые ступени йоги это Яма и Нияма.

Принципы Ямы и Ниямы описывают, как практиковать йогу. Эти указания, нравственная подготовка, опирающаяся на принципы, открытые мудрецами Рыши, управляемые чистыми, просвещенными душами в раю в их божественном состоянии. Практикуя Яму и Нияму адепты йоги раскрывают истинное божественное обличие души (Язни). Раскрывают более высокое духовное сознание, учатся жить в согласии и гармонии с универсальными законами Ямы и Ниямы.

Традиции и правила

Ограничения и правила (Яма, Нияма), определенные традицией, постоянно сопровождаются практикой в школах йоги. Асана, пранаяма или пратьяхара взаимосвязаны и выражают скрытые аспекты йоги. Благодаря им, можно подниматься все выше и выше, постигать йогу глубже.

Первые пять ступеней йоги относятся к индивидуальным усилиям по развитию сознания, тогда как Дхарана, Дхъяна и Самадхи – это универсальные проявления или естественные надземные состояния йоги (йога-сварупа).

Первый этап йоги — основа этических принципов

Яма – пять «внешних» моральных заповедей, пять столпов, основные нравственные принципы, практика социальной дисциплины. С Ямой человек начинает свое просветление. Не вредить, не обманывать, воздерживаться от воровства (кражи), от жадности, не накоплять больше, чем нужно. Любой, кто фактически практикует йогу, живет в обществе, должен применять эти четко изложенные принципы и духовные ограничения, необходимые для духовного осознания и просветления.

Пять элементов Ямы называются «одиночными, универсальными обетами», поскольку они неограничены по происхождению, месту, времени или манере понимания долга.

Ахимса — нет насилию

Первый принцип Ямы, принцип самоуправления. Не навреди себе мыслями и делами, не убий, не применяй насилие к кому бы то ни было, и в первую очередь по отношению к себе. Невозможно достичь духовного прогресса, причиняя боль и страдания другим. Этот принцип применяют в мыслях, словах и делах, учатся распознавать и идентифицировать поведение, действие которого направлено против самих себя и других. Работая с телом в асанах и с ограничениями – учатся любви и уважению к себе и другим, не травмируя и не причиняя боль.

Проблемой является необходимость иногда защищаться от агрессии злых существ. Такая защита против агрессора или человека, вредного для общества – оправдана. Даже если вы применяете силу, но ваше намерение состоит в том, чтобы сохранить свою жизнь, а не причинить боль, предотвратить психическое, физическое или духовное развитие человека. Ахимса минимизирует зло повсюду, но иногда приходиться бороться, чтобы защититься от зла.

Практика Яма - нет насилию

Во время практики асан, Ахимса должна проявиться, принимая во внимание ограничения и возможности тела. Руководствуясь леностью, уступая слабости духа, не полностью осознавая возможность движения, вы будете оставаться в противоречии с ахимсой. Пренебрежение телом, невозможность использовать его как потенциал – это насилие, тирания наших дурных привычек и характера.

Когда садхака (человек, практикующий йогу) твердо придерживается правильного правдивого поведения, его слова становятся настолько сильными, что все, о чем он скажет, сбудется.

Сатья — принцип честности и правдивости

Второй принцип Ямы, открывает этап моральной подготовки. Это истина, текущая из глубины сердца, от самой души, от Атмана. Искренность, правдивость, чистота общения, отказ от самообмана – духовная воля из глубины сердца, а не явления, полученные с помощью чувств.

Это означает говорить правду и действовать прямо и честно, поощряя счастье для всех. Сатья исключает преднамеренные сплетни и распространение непроверенных новостей, действия в ущерб другим. Применение дает йогам огромную умственную силу и чрезвычайно важно для успеха на духовном пути.

Символ Сатья

Сатья – жизнь без лицемерия, без лжи, без преднамеренного заблуждения, без манипуляций и эксплуатации других. Сат – духовная реальность, Ям – это самая суть сердца, корень Ахаты.

Принцип должен действовать как в отношениях с другими, так и с самим собой. Он касается мыслей, слов и поступков. Когда намерение полностью вытекает из глубины сердца, без лицемерия даже одной клетки, тогда эта та реальность, которую желаем.

Прежде всего, станьте человеком, который осознает все свои мысли и действия, в том числе темные, не обманывайте себя. Когда вы ошибаетесь, не ищите оправдание. Попытайтесь разобраться в причинах действий и мышления. Встаньте перед своей тенью без ложности и желания убежать. Когда вы узнаете более высокую истину, она изменит вас. Практикуя йогу, вы рано или поздно встретите свою тень. Принцип состоит в том, чтобы подготовить к встрече с темной стороной вашей сущности. Когда вы перестаете обманывать себя, вы также прекратите обманывать других. В перспективе это принцип принятия полноты нашего божественного наследия и проявления его как внутри, так и снаружи.

Сатья в практике Асан

Означает действовать в соответствии с истиной, быть уверенным в себе и в отношении других, предполагает полную искренность в мыслях, словах и делах. На практике Асан вы должны уважать других и себя, быть честными с собой и со своими действиями. Важно признать свой уровень способности, не отрицая своих действий и правду о том, что у нас есть такое тело и возможности, которые у нас есть, со всеми его ограничениями. Работая с телом, вы практикуете асаны в гармонии с «истиной тела», признаете и принимаете себя такими, какие есть. Практикуете в соответствии с предрасположенностями но, также уважаете все направления, указанные йогой, чтобы достичь духовного успеха.

Астейя – воздержись от воровства

II.37    asteyapratishthAyAM sarvaratnopasthAnam. Когда (йог) твердо устанавливает себя в сдерживании от кражи, появляются другие драгоценности.

Третий принцип духовного развития. Не укради, не присваивай чужое, не злоупотребляй. Принцип также говорит, не обмани, не оскорбляй, не будь похотливым и ревнивым. Во время практики йоги не конкурируйте с другими участниками — другие адепты должны быть источником вдохновения, а не ревнивых сравнений.

Тот, кто лишен похоти, легко привлекает то, что материально и символически ценно, не исключая праведности — драгоценности всех драгоценностей. Астея также означает, что вы не крадете чье-то время, не тратите его на других. Человек, который подчиняется Астейе, не может быть обременительным для других, он пытается жить экономно, не тратя богатства, силы и средства. Он не обкрадывает природу, тратя ее ресурсы.

Астейя является проявлением богатства и совершенного благосостояния людей. Когда вы начинаете жаждать чего-то другого, вы оказываетесь недостойным того, что Шива, Бог дал вам. Вы духовно уничтожаете свое истинное, естественное богатство. Результатом такого поведения является нищета. Эмоции ревности и зависти к кому угодно и к чему-либо — это яд, который разрушает корень благополучия и осознание в материальном и духовном мире.

Астейя означает, что вы не хотите того, что принадлежит другим. Кражи не должны совершаться даже ментально. Те, кто хочет украсть, но боится быть пойманным, ворует «умственно, ментально». Астейя воздержание от умственной и физической кражи.

Когда (йог) прочно утвердится в умеренности, к нему приходят знания, сила, мужество и духовная энергия (виря).

Брахмачарья — божественное руководство

Четвертый принцип духовной жизни йогов. Означает оставаться в связи с Брахманом (Космическим Сознанием, Всезнающим), правильно относиться ко всем существам и вещам как к выражению Космического Сознания. Воздержанность, умеренность тела, речи и мысли, трезвость, целомудрие. Целибат умеренности превращает сексуальную энергию в светящуюся духовную энергию (охас). Часто принцип переводят только как контроль сексуальной энергии, но он говорит об умеренности в:

  • сексе;
  • питании;
  • сне;
  • работе и других областях вашей жизни.

Брахмачарья — это духовная жизнь и божественное руководство, а сексуальная энергия основное проявление жизненной силы. Она чрезвычайно сильна и должна контролироваться, направляться и сублимироваться. Ее следует уважать и ценить.

Брахмачарья затрагивается только тогда, когда единственным мотивирующим фактором является чувственное наслаждение и нанесения вреда другим.

Брахмачарья полное и глубокое признание своего биологического пола и его особой роли в сексе. Брахмачарья должен воздерживаться от похоти и фантазий в отношении одного пола или животных. Брахмачарью, как жизнь божественного человека, описывает Кодекс Ману, где рекомендуется счастливая жизнь Брахмана в гетеросексуальных отношениях. Брахмачарья должен воздерживаться от использования других людей исключительно для сексуального удовлетворения.

Основой принципа Брахмачарья память о миссии нашей души. Каждая душа выполняет материальном мире конкретную задачу, данную Богом, Махешварой. Выполнив задачу, душа (Атман, Пуруша) освобождается от теней материального мира и возвращается на небеса. Для достижения максимального эффекта, надо задействовать минимум энергии. Чаще всего, когда мы забываем о нашей миссии, мы начинаем с наших потребностей и, накапливаем материальные ценности, различные трофеи (например, сексуальные) или выполняем разрушительные прихоти. Это приводит к падению и заставляет навсегда увязнуть в цикле рождения и смерти.

Брахмачарья - доступная йога

В практике асан

Человек, который подчиняется закону Брахмачархи, — это человек, поглощенный изучением Его Истинной Природы, погруженный и ориентированный на свою самую глубокую истину, кем он является. Рыши Патанджали в своих йогах, к которым относится классическая йога, рекомендует воздержание от тела, речи и мысли, чтобы использовать сэкономленную энергию на собственное развитие. В практике асан должен руководствоваться не чувственными удовольствиями, а только теми позициями, которые нравятся, и избегать тех, которые даются с трудом. Часто работа с трудными, неприятными асанами дает наилучшие результаты, когда дело касается здоровья или внутреннего развития.

Апариграха – будьте скромными

Пятое правило Ямы. Накопление богатств по скромным меркам, потребностям, отказ от подарков и благодеяний, расчет только на свои силы. Он означает простоту жизни и наличие необходимых физических ресурсов. Принцип предполагает отказ от накопления вещей, которые не нужны вам, а также от привязанности к своим владениям, что препятствует восхождению по пути духовного развития.

Апариграха выступает против похоти. Моральные принципы показывают нам, как мы должны относиться к другим людям и всем живым существам, чтобы создать мир, полный гармонии и свободы. Благодаря им, мы устанавливаем правильные отношения с другими людьми и внешним миром.

Поведение в соответствии с законом упрощает жизнь, делает ее легче и радостнее, а человек становится более уверенным в себе и сбалансированным внутри. Практикуйте регулярно и интенсивно, но не переусердствуйте в стремлении улучшить слишком много. Зависимость от результатов практики является препятствием, а мирный и безопасный подход к практике — приносит хорошие результаты.

Второй этап йоги

Нияма — пять заповедей, адресованных «внутренним» качествам, индивидуальной дисциплине, телесной и внутреннее чистоте. Они соответствуют пяти элементам природы:

  1. анатомическому (земля);
  2. физиологическому (вода);
  3. психологическому (огонь);
  4. интеллектуальному (эфир);
  5. духовному (воздух).

Нияма фокусируется на позитивных отношениях и поведении. Второй шаг восьмиэтапного пути йоги, это ниджамы, предписания, принципы, задача которых держать умы под контролем и совершенствоваться в правильном направлении.

Одним из основных принципов его действия является то, каким он становится, через это действие. То, что наш разум впитает как свое, из него трудно будет удалить. Мир, в котором мы живем, полон энергии и информации различной ценности. Чтобы не попасть в область нашего разума, чтобы избавить его от этого, надо следовать принципам Ниямы. Их культивирование создает в сознании удобную и безопасную среду для всех видов духовного роста, и чисто материальной деятельности. Принесет процветание во всех областях жизни и победам на пути духовном.

Чистота, удовлетворение, аскетизм, самопознание, преданность верховному Духу (гуруху) – это Нияма.

Яма – это социальная практика, Нияма — это индивидуальная практика, необходимая для укрепления характера адепта.

Правила Ниямы, содержащиеся в крийа йоге, подчеркивают важность самодисциплины. Невозможно достичь мастерства или даже успеха в йоге, не соблюдая этические принципы Ямы и Ниямы.

Ванна и душ – это внешняя очистка, а выполнение асан и пранаям – внутренняя. Соблюдение Ниямы развивает доброту, сострадание и дистанцирование, помогает очистить тело, ум и сознание.

Шауча

Сохраняет чистоту на каждом уровне: чистота сознания и тела, чистота через купания, чистота в мыслях, словах и делах, выполнение асан, питание, пранаяма, медитация и созерцание. Это забота о теле, чтобы оно хорошо нам служило, контроль мыслей, чтобы разум не засорялся, осторожные разговоры, чтобы не навредить другим. С Шауча вы совершенствуетесь и творите добро, чтобы поддерживать чистоту духа. Более важным, чем физическое очищение тела, является освобождение ума от таких тревожащих эмоций, как:

  • гнев;
  • ненависть;
  • похоть…

Это внутреннее очищение осуществляется через самопознание. Наше тело, хотя часто этого не осознаем, является храмом бессмертного духа, и наш долг — заботиться об этом храме с должным вниманием. Повседневную тщательную гигиену всего тела рекомендуют священные писания всех религий. Это основа нашего здоровья и благополучия.

Помимо чистоты тела, слов и мыслей, существует потребность в чистой пище. Питание должно быть полезным и вкусным, подходящим для организма, поддерживать здоровье, силу, энергию и жизнь. Быть сочной, питательной. Рекомендуется пища растительная, свежая, свободная от химических добавок, консервантов и ядов. Горячие блюда должны быть съедены не позже трех часов после приготовления.

Диета влияет на темперамент человека, и то, что он ест, влияет на функционирование ума. Важно и эмоциональное состояние человека, когда он ест.

Йогические тексты рекомендуют заполнять желудок наполовину твердой пищей, на одну четверть — жидкостями и еще одну четверть оставить пустой.

Шауча в практике Асан

Означает сознательное, внимательное очищение тела. Должны быть очищены все стороны тела практикой асан. Стремление к гармонии и симметрии тела и сознания в асанах — это практика чистоты

Сантоша

Удовлетворение, спокойствие, поддерживание состояние внутренней удовлетворенности и равновесия независимо от обстоятельств. Это принятие всего, что нас встречает, приводит в хорошее настроение. У большинства из нас больше причин быть удовлетворенными, чем недовольными.

Йоги должны сохранять незыблемость и равнодушие к комплиментам и выговорам, понимая, что они являются мгновенным результатом обстоятельств, вызванных его кармой. Это относится к успешным или неудачным ситуациям, которые часто происходят в жизни. Они отражение индивидуальной кармы и не имеют ничего общего с вечным, погруженным я — Атманом, Пуруша. Те люди, которые легко удовлетворяются, способны поддерживать свое удовлетворение, следуют принципу сантоши. С упражнениями йоги вы получаете душевное спокойствие, независимо от ситуации обстоятельств.

Сутра II.6 гласит: «Совершенство достигается, когда его исполнение становится непроизвольным». Принятие каждой асаны с радостью и удовлетворением повышает энергию, спрятанную в теле. Тогда в асане появляется внутренний свет, и выполнение становится легким. Это приносит йогам еще большее удовлетворение и является практикой сантоши в асане.

Тапас

Третий принцип Нияма. Самодисциплина, долг, самоконтроль и тренировка, а также энтузиазм, настойчивость, аскетизм к самому себе.

Тапас – это горячее стремление очистить ум, тело и разум, сделать их здоровыми и устойчивыми к болезням вместе с самодисциплиной и строгой практикой. Тапас исцеляет и очищает тело, чувство и ум. Тапас уничтожает все примеси, совершенствуя тело, ум и чувства. Сознание свободно работает и достигает божественности, раскрывая сверхчеловеческие силы. Это внутреннее рвение и аскетизм, неуправляемая суровость к себе, что позволяет чувствовать сострадание к другим и прощать их. Тапас — религиозное рвение аскетов, упорство в погоне за более высокими целями. Тапас сравнивается с ярким огнем, который медленно сжигает все препятствия и трудности, стоящие перед нами и которые связывают нас с освобождением. Если создать энергию тапас, то со временем все предпринятые вами действия будут успешными, и ум станет непобедимым. Но без интенсивной практики и без настойчивости невозможно достичь цели йоги.

Свадхъяя

Четвертый принцип Ниямы — яркое понимание духовной цели своего существования. Изучение духовной литературы, собственные исследования, изучение, учеба, глубочайшее самопознание. Свадхъяя отличается от обычного обучения и исследования. Обычное чтение без понимания — это не свадхъяя. Когда люди собираются вместе для выживания, когда оратор и слушатель находятся в духовном общении, где нет проповедей, но одно сердце говорит другому – это свадхъяя. Чтобы сделать жизнь здоровой, счастливой и мирной, важно изучать духовную литературу. Изучение священных книг позволяет йогу сосредоточиться и решить сложные жизненные проблемы. Сама йога – это не религия, это религия всех религий, ее знания могут помочь оценить свою собственную религию, подобно как филология — это не язык, а наука всех языков. Высокая самооценка и безопасность исходят из глубокого контакта с собственной духовностью, а не с окружающей средой.

Ишвара – Пранидхана

Пятый принцип Ниямы, означает сделать воплощение Космического Сознания целью всей жизни, фокусировка на одной мысли – Космическом Сознании. Медитирующий все время повторяет мантру, напоминающую о связи с Космосом.

Ишвара-прани-дхана — высшая духовная заповедь йоги, за которой следует следовать. Преданность «высшим» целям, принятие Бога и представление Творцу. «Да будет воля твоя» — хорошо иллюстрирует этот принцип. Отдаваясь воле Бога, должны верить, что все, что нам встречается, идет в нужном направлении и имеет более высокий смысл.

Ишвара-пранидхна — это искоренение маленького «я», слияние, взаимодействие с космическим разумом, высшая сила — Бог, то, что даосы называют Дао.

Кроме первых двух ступеней в йоге есть еще шесть:

  1. Асана – позиции йоги, в переводе означает «сидеть»;
  2. Пранаяма – контроль дыхания;
  3. Пртьяхара – контроль, управление чувствами (контроль чувств);
  4. Дхарана – концентрация;
  5. Дхьяна – медитация, созерцание;
  6. Самадхи – концентрация, плод практики, состояние сверхсознания или просветления, слияние сознания с душой.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector