Великий индийский гуру Свами Шивананда сравнивал бхакти йогу с тоненькой нитью любви, тесно связывающая сердце йогина с Богом. Данное направление йоги, как излияние любви к Господу. Через преданное служение, это учение является важным связывающим звеном в общении с Всевышним.
Содержание
Что означает Бхакти йога ?
Данное учение достаточно древнее и имеет место во всех религиозных и философских учениях Индии, в священных писаниях, в отношении верующих к своим богам, почитании храмов и святых мест.
Индия, как бы вся охвачена любовью. Здесь она проявляется в танце, музыке, изображении. Самые бедные жители Индии несут для своих богов дары из угощений, венков, цветов. Это проявление чистой любви, а не религиозного экстаза.
С санскрита «бхакти» переводится как эмоциональная привязанность между человеком и Всевышним.
На пути к йоге любви, первым шагом является признать величие Господа. Описываемая йога имеет превосходство перед Карма йогой, Гьяна йогой, Раджа йогой. В Бхагават Пуране говорится, что овладевая учением бхакти, человек достигает совершенства, находящееся выше, нежели освобождение. Данное направление йоги является важной составляющей любой религии. Все это говорит о том, что принимая какое-либо верование, человек должен принять Бога, а не религию.
Различают девять действий преданности в служении:
- слушание;
- воспевание;
- памятование;
- служение;
- поклонение;
- вознесение молитв;
- выполнение приказов Господа;
- налаживание дружественной связи с Богом:
- полное предание себя.
Так, Гьяна йога абстрагирует любовь, как метод освобождения, а учение Бхакти говорит о любви, как о методе и смысле.
На низших ступенях йогу любви применяют, как инструмент, а на наивысшем – как кульминация пути.
Рамакришна о Бхакти йога
Данный стиль йога есть вершина, о который размышляют мудрецы с устремлением приблизиться к ней. Это религиозный путь, приближающий личность к Спасению. Она уравнивает границы среди религий, оставляя одну идею.
Известный проповедник практики, Рамакришна говорил о своей принадлежности ко всем религиям мирового значения, сохраняя их таинства. Более, чем 10 лет своей жизни он посвятил изучению таинств различных религиозных учений. В результате, каждая религия приводила к экстазу, что является сущностью всех верований. Рамакришна давал наставления своим ученикам, что любая религия приводит к Постижению Высшего.
Для существующей мировой цивилизации это очень актуально. При пробуждении Кундалини, йогин способен постичь истину Любви. Это экстаз божественности и всеосязающая любовь.
Наставники учат учеников, что с помощью Карма йоги можно овладеть психическими сверх-силами, но если она идет по пути познания Господа.
Рамакришна преподносил такое учение, как наиболее легкий путь, поскольку здесь нет необходимости отрекаться от земных благ. Но йога привязанности к Творцу не является доступной для всех, она подойдет для человека с определенным душевным складом.
Она также, как и другие йогические учения, сосредоточенна на медитировании, но объект созерцания есть Бог, а не человеческое «Я».
Важно то, что практикуя описываемый вид йоги, как самостоятельное учение, можно овладеть огромнейшей силой, но потеряется способность применять ее.
Так, Рамакришна пережил самадхи не единый раз, но в последствии не способен был самостоятельно позаботиться о себе. Но это не напугало мудрейшего. Он сделал вывод, что кто-то другой проявляет заботу о нем.
Необходимо понимать, на низшей ступени, йога может вырождаться. Так, всепоглощающая страстная любовь к чему-либо имеет свою ценность, но может выявлять и ненависть к чему-то другому (другим религиям). Очень неправильно, когда любовь к своему идеалу порождает чувство ненависти к идеалам других людей. Такая опасность имеет место проявиться на низшей ступени.
При достижении высшей ступени (пара), фанатизм уходит, в душе остается только светлое чувство любви.
Цель практики
Описываемый вид йоги не требует от человека отклониться от материального мира. Применяя данную практику, необходимо временно отказаться от привычной жизни, материальных благ, чтобы достичь наивысшей ступени.
Главная задача йоги любви – воспитать и приручить эмоции, подчиняющие все другие чувства.
Также практика помогает развить и привести в совершенство религиозные чувства тем, кому их недостает.
Тому, кто желает сблизиться с тончайшей частью Абсолюта и познать его с чистой ясностью, должен совершенствовать свою душу, отказываясь от выплескивания грубых эмоций, поскольку они составляют основу сознания. Йогин, который имеет цель сблизиться с Господом, должен возрождать свое духовное сердце.
Божественное сияние способно осветить всю Вселенную, он наполнен всеми трансцендентными качествами и всеми богатствами. Кто в совершенстве познал такие истины, утверждается в статус высшего йога.Такого уровня можно достичь только с йогой преданного служения Богу. Другие пути только приближают человека к нему.
О технике
Учение описываемого вида йогической практики сосредоточено на Боге, как личности. Для того, чтобы чувствовать любовь к кому-либо, необходимо узнать кто он. Служение Всевышнему, смиренность сближает человека с Богом. Человек получает основу необходимых знаний, о том, что Господь – это источник безграничной энергии.
Основа взаимоотношений с Богом строиться на любви. Специальные упражнения этой йоги помогают осуществить это правильно и намного эффективнее.
Древние индуистские писания уделяли огромное значение данной технике. В средние века известный богослов Кришны Рупа Госвами написал о йоги любви трактат. Он выделил такие виды бхакти и назвал их «бхава»:
- Индифферентная связь с Богом (шанта-бхава).
- Служение Богу, как господину (дасья-бхава).
- Дружественная связь с Господом (сакхья-бхава).
- Связь с Господом, как с любимым, любимой (мадхурья-бхава).
Каждый человек особенный и наделен собственной тонкостью души.
Кто-то жертва в своей сущности и ему подойдет жертвенная любовь, которая заключается в Служение Господу с полным подчинением. И от этого он будет счастлив. Кому-то больше подходит равенство в духовном направлении и он выберет дружеские отношения с Творцом. Просветленный человек будет относиться к Господу, как к возлюбленному, единственному, считая его своей половинкой. В таком состоянии произойдет все цельное объединение с Всевышним и растворение в потоках любви к нему. Человек обретет великое счастье от светлости своей души.
Йогин выбирает, наиболее близкий для него вид отношений и устанавливает определенную связь.
В процессе практики, адепт проходит множество переживаний разного характера.
В этом направлении йоги огромное значение имеет вера. Но не надо путать ее с фанатизмом. Это вера с осознанием разумной личности, в основе которой находится понимание, священные ритуалы, знание, что определяет мудрость души человека. С верой человек становится цельной личностью, обретая огромнейшую концентрацию духа, приобретает однонаправленность, отбрасывая сомнения и отвлечения. Так, адепт великолепно накапливает энергию и способен проявить особенные силы:
- совершенство в духовном направлении;
- сверхъестественные способности.
Немного о любви
Каждый человек в той или иной мере стремиться к любви. Но только любовь к Богу приносит, по истине, радость, удовольствие. Она чистая, совершенная. С ее помощью личность преображается, по другому смотрит на людей их поступки и расценивает их как детей, он осознает истинное понятие любви.
В наше суетливое время оно практически не рассматривается во всем объеме. Чаще мы говорим о любви между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, реже — к Родине. В разговорах люди не редко упоминают о большой любви Бога к человечеству и очень мало об обратном — любви человека к Творцу. Но только от того, как она развивается, зависят остальные проявления.
Описываемый вид йоги показывает человеку Истинную любовь.